• Автомобильная дорога М-51 Омск – Новосибирск (участок от села Прокудское до поселка Сокур)

Генеральный директор ОАО "Новосибирскавтодор" выступил с докладом на Всероссийской научно-практической конференции Федерального дорожного агентства

14.03.2012

13 марта в г. Москва состоялась Всероссийская научно-практическая конференция "Федеральное дорожное агентство: итоги 2011 года, задачи и перспективы 2012-2013 гг.". От лица всех подрядных организаций на этом мероприятия с докладом на тему "Пути взаимодействия подрядчиков и заказчиков по обеспечению повышения качества дорожных работ" выступил генеральный директор ОАО "Новосибирскавтодор" Федор Николаев. Ниже приводится текст доклада.

"Уважаемый Анатолий Михайлович, уважаемые гости и участники конференции!

В настоящее время взаимоотношения Заказчика и подрядных организаций по обеспечению повышения качества дорожных работ вышли на новый качественный уровень.

Так например, в ответ на многочисленные просьбы подрядных организаций, Заказчик осуществил проведение плановых аукционов заблаговременно до начала строительного сезона, что позволяет преодолевать ряд организационных и технологических трудностей  при подготовке объектов к началу производства работ. Кроме того, Заказчиком успешно преодолены существовавшие трудности, связанные со своевременностью расчетов с подрядными организациями за выполненные работы.

Наряду с работой по совершенствованию контрактных взаимоотношений, между Заказчиком и подрядными организациями ведется постоянная работа по расширению информационного взаимодействия, ярким примером которой может служить повсеместное внедрение системы ГЛОНАСС-навигации, позволяющей взять под контроль работу дорожной техники.

В настоящий момент предлагается развивать информационное взаимодействие в следующих направлениях:

-установить на федеральных и межрегиональных дорогах сеть дорожных метеокомплексов, предназначенных для получения своевременной информации о текущем состоянии дорог;

- создать сеть региональных ситуационных центров для получения, обработки и передачи информации от установленных систем подрядным организациям, контролирующими органами и участниками дорожного движения.

Современные дорожные метеорологические комплексы  позволяют посредством сети 3G-связи получать в режиме реального времени:

•             метеоданные (температура, скорость и направление ветра, интенсивность осадков и т.д.);

•             сцепные качества дорожного покрытия (скользкость, степень обледенения, концентрация реагента на покрытии и т.д.);

•             видеоизображение.

Программное обеспечение комплекса позволяет на основании поступающих данных осуществлять прогнозирование дорожной обстановки на несколько часов вперед.

Кроме того, для оперативного информирования участников дорожного движения о текущем состоянии дорожного покрытия и прогнозе метеоусловий на ближайшее время, представляется возможным предусмотреть установку на дорогах, на которых установлены метеокомплексы, информационных табло.

В свете развития данного направления необходимо создавать единые региональные ситуационные центры, в задачи которых  будут входить установка и эксплуатация метеостанций, обработка информации и ее прогнозирование, существенно повысит безопасность дорожного движения, позволит более оперативно реагировать дорожным службам на изменения погодных условий и повысить эффективность работ по зимнему содержанию. Кроме того, в рамках данного проекта представляется возможным проводить работу по автоматическому (то есть без участия человека) фиксированию проезда тяжеловесных транспортных средств в расчетный период года и в летний период повышенных температур с контрольными замерами массы каждой тележки транспортного средства и составления соответствующих предписаний. Данная мера позволит значительно снизить возникновение колейности на асфальтобетонных покрытиях.

Также необходимо затронуть такую важную тему как внедрение инновационных технологий в дорожном строительстве. В настоящее время внедрение инновационных технологий дорожных работ значительно затруднено вследствие отсутствия соответствующих нормативных документов.

В целях ускорения процесса внедрения новых технологий и материалов предлагается:

- усовершенствовать федеральную нормативно-техническую базу, способную ускорить процесс внедрения новых технологий (например в настоящее время для нанесения поверхностных обработок применяется метод синхронного нанесения и нормы расхода материалов используются по пункту 11.4  СНиП 3.06.03-85, хотя расход материалов по данной технологии предусматривается специальными Методическими рекомендациями 2001 года (пункт 6.1.4), но они не находят отражение в государственных контрактах).

В целях повышения эффективности содержания дорог предлагается создать сеть подведомственных Росавтодору крытых складов вдоль основных федеральных автомобильных дорог. Целью создания таких складов является хранение противогололедных материалов для своевременного проведения работ, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения. Данные склады будут пользоваться эксплуатационными организациями на основании договоров аренды в период действия государственного контракта по содержанию дорог на данном участке дороги.

Также хочу обратить Ваше внимание на то, что в процессе выполнения работ  по строительству, капитальному ремонту и крупным ремонтам неизбежно возникают непредвиденные затраты, а так же затраты на временные здания и сооружения необходимые для реализации проектов. Из опыта видно, что в среднем заложенных лимитов хватает  и лишь в редких случаях складывается незначительная экономия или перерасход. Процесс  же документального подтверждения данных затрат отнимает  много времени, сил и средств как у подрядчика так и у заказчика, что в свою очередь влияет на исполнение контрактов в целом. Учитывая это, предлагается при заключении контрактов закладывать фиксированную процентную величину временных и непредвиденных затрат, без предоставления обоснования и проведения аукциона.

Остается острой проблема взаимоотношений с ГИБДД по вопросам оценки дорожных условий в месте  совершения дорожно-транспортного происшествия. Согласно «Правилам учета и анализа ДТП на автомобильных дорогах Российской Федерации» от 29.05.1998 года определено 29 основных критериев оценки дорожных условий, сопутствующих возникновению ДТП и при любом ДТП органам ГИБДД несложно выставить один из этих пунктов. В государственных контрактах на содержание автомобильных дорог прописан пункт о взыскании штрафных санкций за каждое ДТП по дорожным условиям и Заказчик применяет такие санкции автоматически при наличии такого акта.

Яркими примерами могут служить несколько ДТП прошедшего зимнего сезона, с зафиксированной плохой различимостью горизонтальной дорожной разметки. На участке автомобильной дороги, где произошли данные ДТП, разметка отсутствовала после 6 месяцев эксплуатации, предусмотренных государственным контрактом для разметки лакокрасочными материалами, что подтверждается мониторингом независимой лаборатории и Заказчиком.

Также стоит затронуть тему, которая, несмотря на кажущуюся незначительность, с окончанием зимнего периода проявляется особенно остро – значительное количество мусора в полосе отвода  автомобильной дороги. Для решения данной проблемы применялись различные методы, такие как установка щитов с текстами, призывающими участников дорожного движения не сорить на дороге, организация специальных площадок для сбора мусора, оборудованных урнами и  обозначенных специальными знаками. Однако все применяемые меры не принесли ожидаемых результатов и в настоящее время борьба за чистоту полос отвода продолжается.

В заключение остановлюсь на нескольких моментах, касающихся разрабатываемого в настоящее время законопроекта о федеральной контрактной системе.

Необходимо обратить внимание на повышение качественного уровня подрядчиков, допускаемых к выполнению работ по государственным контрактам. В этой связи предлагается:

1. Разработать дополнительные требования к саморегулируемым организациям (СРО), в которых должен состоять подрядчик, такие как: наличие определенного количества членов СРО, наличие определенного размера компенсационного фонда, страхование ответственности членами СРО в крупных и надежных страховых компаниях.

2. Установить дополнительные требования Заказчика к подрядчикам (согласовав эти действия с антимонопольным законодательством) по наличию производственных мощностей, квалификации персонала, финансовым показателям организации и другие.

Также считаю обратить Ваше внимание на проблему обеспечения исполнения обязательств по государственным контрактам, с которой столкнутся многие подрядные организации после принятия законопроекта о федеральной контрактной системе. Дело в том, что  единственным возможным инструментом обеспечения исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту для подрядчика останется оформление безотзывной банковской гарантии, поскольку у подавляющего большинства подрядных организаций отсутствует возможность обеспечивать исполнение контрактов путем помещения денежных средств (по сути «заморозка» денег на срок обеспечения исполнения обязательств по контракту) на депозит.

Таким образом, уже через несколько лет все имущество компании-подрядчика будет находиться в залоге у банка, а лимитов открытых в финансово-кредитных учреждениях не будет хватать на финансирование текущей деятельности. Соответственно, участвовать в дальнейших аукционах компания уже не сможет ввиду невозможности предоставлять обеспечение исполнения обязательств.

Понимая озабоченность Заказчика проблемой выполнения гарантийных обязательств недобросовестными Подрядчиками и необходимостью точного исполнения требования законодательства, нами предлагается следующий выход из сложившейся ситуации:

1. Аукционная  документация и проекты государственных контрактов сохраняют условие о предоставлении обеспечения исполнения государственного контракта на условиях Федерального закона.
2. В обязательства Подрядчика по контракту вносится условие о том, что Подрядчик в определенный срок с даты подписания контракта предоставляет Заказчику договор страхования качества строительно-монтажных работ, выполняемых по контракту, со сроком действия на период гарантийных обязательств по этим работам.

Тем самым подрядчик значительно сокращает свои расходы на предоставление обеспечения и участие в конкурсах (аукционах) становится для него экономически выгодным, заказчик получает обеспечение исполнения гарантийных обязательств в полном объёме, условия аукционной документации соответствуют Федеральному закону (заказчик вправе устанавливать требования к качеству; страхование СМР не является страхованием исполнения контракта, поскольку не затрагивает сроки и сам факт выполнения работ).

Спасибо за внимание! Надеюсь, что практика участия представителей подрядных организаций в подобных конференциях покажет свою эффективность и получит дальнейшее развитие".